«ИНТЕРСПУТНИК»: все идет по графику

Международная организация космической связи «ИНТЕРСПУТНИК» традиционно принимала участие в работе выставки «Связь-2017». На стенде «ИНТЕРСПУТНИКА» мы побеседовали с коммерческим директором Тимофеем Абрамовым и директором технического отдела Григорием Байцуром.

_GAN8381_Главная (1)«ЭС»: Два года назад «ИНТЕРСПУТНИК» подписал договор об использовании своих частот в орбитальной позиции 119,1° восточной долготы с Bangladesh Telecommunication Regulatory Commission о реализации проекта по запуску спутника. На какой стадии проект сегодня?

Т.А.: Идет процесс строительства космического аппарата. В рамках проекта мы отвечаем только за орбитальную позицию — выбор производителя и сроки запуска вне нашей компетенции, но, по имеющейся информации, выбран производитель спутника, ведется контрактная работа и, в соответствии с графиком, аппарат будет готов в 2019—2020 году. Первый бангладешский национальный спутник планируется оснастить 40 транспондерами для обеспечения услуг связи, теле- и радиовещания.

«ЭС»: Для совсем не богатого государства иметь собственный космический аппарат накладно.

Т.А.: Они посчитали, что за иностранный ресурс платят из госбюджета значительные средства, которые фактически уходят из страны, поэтому предпочли разрабатывать собственный аппарат, поставить его в орбитальную позицию и предоставлять все виды телеком-услуг на территории Бангладеш, чтобы деньги оставались внутри страны.

«ЭС»: И буквально в феврале в Джакарте было подписано соглашение с индонезийской спутниковой компанией Pt. Universal Satelit Indonesia (UNISAT) о сотрудничестве в использовании частот в орбитальной позиции «ИНТЕРСПУТНИКА» 103° в.д.

Т.А.: Сотрудничество с Индонезией тоже идет по графику. В данном случае спутник строит негосударственная, а частная индонезийская компания, которая намерена обеспечивать пользователей качественными телеком-услугами через спутник.

«ЭС»: А как же проект Palapa Ring, нацеленный на объединение многочисленных островов оптико-волоконной связью?

Т.А.: Население Индонезии, по данным Всемирного банка, превышает 250 миллионов человек, причем восточные области технологически менее развиты, а в стране уже реализуются проекты по электронным паспортам, внедрению современных банковских услуг, требующие качественных услуг связи. Рынок растущий, и динамика роста в ближайшие годы сохранится, так что запуск еще одного космического аппарата экономически целесообразен.

«ЭС»: Какова зона покрытия спутника?

Т.А.: В основном он будет нацелен на территорию Индонезиии близлежащего региона, но этот вопрос опять же будет решать наш партнер. Данная орбитальная позиция позволяет покрывать большую территорию.

«ЭС»: А сроки?

Т.А.: Запуск нового спутника с транспондерами в частотах «плановых» диапазонов C и Ku запланирован на 2020 год. Этот проект открывает широкие возможности для укрепления российско-индонезийского сотрудничества в области использования спутниковых и космических технологий в мирных целях.

«ЭС»: Вопрос к техническому директору Григорию Байцуру — «чисто технический». Первый космический аппарат, использующий полностью электрическую силовую установку, пришел в позицию «ИНТЕРСПУТНИКА». В чем особенности этого проекта?

Г. Б.: Спутники с полностью электрической двигательной установкой не требуют такого объема рабочего тела (топлива), как спутники с традиционной топливной двигательной установкой. Соответственно, они гораздо легче, и в нашей ситуации это позволило запустить сразу два аппарата на относительно легкой (и дешевой) ракете Falcon 9 компании SpaceX. Благодаря этому и цена транспондера на орбите получается гораздо ниже, а значит, у оператора остается большой резерв для снижения тарифа.

IMG_5741_Byzur«ЭС»: Почему такая экономичная технология строительства космических аппаратов не так сильно распространена?

Г. Б.: Недостаток «электрических» спутников в том, что финальный этап — подъем на орбиту — длится гораздо дольше, чем в случае традиционного КА. В частности, от момента запуска ракеты с ABS-3Ав позицию «ИНТЕРСПУТНИКА» 3° западной долготы до прихода спутника в точку стояния прошло практически шесть месяцев. Это означает, что коммерческая эксплуатация аппарата на первом этапе смещается на полгода. Не каждый оператор может себе позволить отсрочку в получении прибыли. Хотя на срок жизни на орбите это не влияет — все равно те же самые 15 лет срока активного существования производитель гарантирует.

В свете существующих ограничений на ввод в действие заявок в Международном союзе электросвязи есть также риск потери прав на частоты из-за задержки.

«ЭС»: Ваше отношение к негеостационарным спутниковым сетям?

Г. Б.: Мы негеостационарными спутниками не занимаемся, но в связи с тем, что сейчас эта тема получила большое развитие, стараемся повысить свои компетенции, в первую очередь в плане частотного регулирования, совместимости предлагаемых новых негеостационарных систем с геостационарными. Это важно для защиты ресурса, который у нас существует на геостационарной орбите.

Так что тема НГСО, по крайней мере, интересная, мы изучаем вопрос. Но делать серьезную ставку на эти новые проекты, я считаю, пока рано.

Рубрики и ключевые слова